В настоящее время в продаже, в магазинах автоэлектроники, встречаются относительно недорогие сирены. Они представляют собой компактный узел, в корпусе которого имеется пъезозвукоизлучатель и генератор тональных сигналов. Подключение — два провода по питанию. Простейшие, при подаче питания завывают двумя-шестью тонами, более сложные перебирают по кольцу несколько звуковых эффектов. Сирены предназначены для установки в подкапотном пространстве автомобиля.
На базе такой сирены можно сделать несложное универсальное охранное устройство, которое, в зависимости от используемых датчиков, может охранять автомобиль или такие объекты, как квартира, склад. Выбор режима автомобиль-объект производится перепайкой перемычек П1 и П2. На принципиальной схеме эти перемычки показаны в положении автомобиль.
В этом режиме в качестве датчиков используются стандартные контактные выключатели, такие как устанавливаются в дверных проемах жигулей, либо электронные датчики, при срабатывании формирующие нуль или отрицательный импульс на выходе.
В режиме объект — датчики контактные, работающие на размыкание, например, два контакта на дверном проеме и металическая пластина на самой двери. Когда дверь закрыта пластина замыкает контакты, при открывании она отходит от контактов и цепь размыкается. Или на обрыв шлейфа.
Схема показана на рисунке 1. Она построена всего на двух микросхемах K561. В её основе многофункциональный счетчик К561ИЕ11 (D2). Рассмотри работу в режиме автомобиль (перемычки П1 и П2 в показанном на схеме положении).
Включается устройство тумблером SA1, при включении на схему подается питания и начинается зарядка С1 через R3. На зарядку уходит примерно 5-6 секунд.
В течении этого времени на выводе 9 счетчика D2 удерживается уровень логической единицы. Счетчик К561ИЕ11 построен так, что при единице на входе R он принудительно удерживается в нулевом состоянии (на выходе код "0000") и не реагирует на изменение уровней на других выходах.
Таким образом дается время на выход из машины и закрывание всех дверей. Кроме того счетчик предустанавливается в нулевое состояние. При этом уровень с его выхода "8" (вывод 2) инвертируется элементом D1.2 и блокирует тактовый мультивибратор на D1.3 и D1.4. В режиме "автомобиль" используются контактные датчики S2-S4, работающие на замыкание. При замыкании любого датчика на входе элемента D1.1 формируется отрицательный импульс, на вход предустановки D2 (вывод 1) поступает положительный импульс, который устанавливает счетчик в положение "1000".
На его выходе 8 (вывод 2) появляется единица и запускается мультивибратор на D1.3 и D1.4. Далее, спустя время зарядки С4 через R6, закрывается D1.1 и в это время схема больше не реагирует на датчики. Импульсы от мультивибратора начинают поступать на счетчик, и на 2-м импульсе код на выходе счетчика становится "1010". Диод VD5 открывается, затем открывается ключ на VT1-VT2 и включается сирена.
Сирена НА1 будет звучать пока счетчик считает от "1010" до "1111". Затем, D2 переходит на "0000", — сирена НА1 выключается, блокируется мультивибратор D1.3-D1.4, и схема возвращается в охранный режим.
Таким образом, после срабатывания датчика следует выдержка времени в два периода импульсов мультивибратора, а затем звучит сирена в течении шести периодов. Если тактовая частота примерно равна 0,7 Гц, то после срабатывания следует выдержка, примерно в 2,8 секунды, а затем включается сирена и звучит примерно 8,5 секунд. |