Простые устройства, предназначенные для охраны недорогих отечественных автомобилей, обычно, включаются и выключаются потайным тумблером или при помощи магнитного брелка, воздействующего на геркон. Неприятность такого способа в том, что можно выйти из машины и забыть включить сигнализацию. Поэтому, желательно чтобы был автоматический выключатель, который включает сигнализацию сразу же после выключения зажигания, а выключает при помощи потайного тумблера или геркона.
Но потайной тумблер тоже не дает полной гарантии безопасности, — если каждый раз, перед включением зажигания, водитель куда-то лезет, это легко проследить и разгадать секрет. Магнитный брелок тоже не совсем оптимальный вариант, — его можно забыть дома, он может размагнититься о связку ключей, его не всегда удобно таскать с собой.
В связи с выше изложенным, хочу предложить свой вариант выключателя сигнализации, который работает по такому алгоритму включение сигнализации (подача питания) происходит при выключении зажигания, а выключение происходит в два этапа, сначала нужно открыть дверь и включить зажигание, но не включать стартер. При этом на приборной панели зажигается светодиод, который горит в течении 2-4 секунд.
Пока ключ зажигания находится в положении включено и горит светодиод сигнализация работает в нормальном режиме, но её выход на клаксон или сирену заблокирован. Если в это время (пока горит светодиод) включить стартер, система разблокируется и сигнализация будет работать в сигнальном режиме, а отключить её можно будет только потайным тумблером.
Если же выждать время пока погаснет светодиод, и затем, включить стартер, то сигнализация отключится автоматически, и включить её можно будет только выключив зажигание. Принципиальная схема устройства показана на рисунке в тексте. Включение сигнализации происходит при выключении зажигания. Происходит это следующим образом.
При выключении зажигания на анод VD1 перес тает поступать положительное напряжение и транзистор VT1 закрывается. На его коллекторе устанавливается напряжение уровня логической единицы. Этот уровень инвертируется элементом D1.3, и на его выходе будет нуль. Конденсатор С2 быстро разряжается через цепь R5-VD4 и на входе D1.4 так же устанавливается нуль.
Единица с выхода открывает транзисторный ключ на транзисторах VT4 и VT5 и через VT5 подается питание на сигнализацию. Далее сигнализация работает в обычном режиме по собственному алгоритму.
Следует отметить такую особенность включения, — если дверь машины остается время открытой, сигнализация включится только после закрывания двери.
Выключение сигнализации происходит следующим образом. Водитель открывает дверь, при этом открывается диод VD2 и шунтирует коллектор VT1, Затем нужно включить зажигание и закрыть дверь. На базу VT1 поступит открывающее напряжение. На коллекторе VT1 напряжение падает до нулевого уровня.
В результате на выходе D1.3 будет единичный уровень, и откроется ключ VT2, включится реле Р1, которое разомкнет свои нормально-замкнутые контакты и отключит сирену (или клаксон). Далее начинается зарядка конденсатора С2 через R6, на что уходит примерно 2-4 секунды. Если в течении этого времени включить стартер, откроется транзисторный ключ VT6 и сработает реле Р2, которое своими контактами отключит блокировку сирены (или клаксона), заблокирует отключение питания сигнализации и заблокирует самого себя в таком положении.
Теперь сигнализацию можно будет отключить только при помощи потайного тумблера S1. Если же, в течении времени зарядки С2 до логической единицы, стартер не включить, то через 2-4 секунды конденсатор зарядится, ключ на VT4 и VT5 закроется и питание сигнализации отключится. Теперь пустить стартером двигатель и ехать.
Время, в течении которого нельзя включать стартер, индицирует светодиод HL1. Он включается одновременно с включением зажигания и горит до момента выключения сигнализации.
Резистор R4 нужен для быстрой разрядки С1 при выключении тумблера S1.
В устройстве можно использовать самые разнообразные детали. Диоды КД209 можно заменить любыми кремниевыми (КД102, КД103, КД105, КД206 и т.п.), диод КД522 - на любой аналогичный. Стабилитрон Д314Д -любой стабилитрон на 12-14V. Светодиод НИ - любой видимого спектра. Транзисторы КТ503 можно заменить на КТ315, КТ3102, КТ601..604, КТ815 Транзисторы КТ815 можно заменить на КТ807, КТ801, КТ817. Транзистор КТ816 - на КТ818, КТ837.
Микросхема - К561ЛА7, К564ЛА7, K1561ЛA7 или импортный аналог (К176ЛА7 применять нежелательно из-за низкой надежности). Номиналы всех резисторов и конденсаторов могут отличаться в пределах 30%. Электромагнитные репе тоже могут быть самыми разными, важно чтобы обмотки были на 12 V.
Реле Р2 коммутирует небольшой ток, поэтому это может быть малогабаритное реле, например РЭС-47, но можно использовать и более крупные — РЭС22, РЭС-9. Тип реле Р1 зависит от того какой ток протекает через сирену. Если гок не бопее 1,БА можно использовать РЭС-22, РЭС-9, РЭС-10. КУЦ-1. Если коммутируется автомобильный клаксон (ток 5...10А) нужно использовать реле типа 112-37-47-10Е от автомобиля ВАЗ-08-099 (пятиконтактное реле).
Настройка заключается в установке желаемого времени выдержки после включения зажигания, подбором номинала R6. |