Номинальная величина УЗСК для двигателей «ВАЗ» составляет 55°, а отклонение более чем на 5° в любую сторону приводит к негативным последствиям. В любительских условиях величину УЗСК обычно определяют по максимальной величине зазора между контактами прерывателя в разомкнутом состоянии. Эта операция, даже для контроля, а не для регулировки, требует снятия распределителя зажигания.
А после обратной установки требуется заново регулировать угол опережения зажигания.
Поэтому, желательно иметь прибор, который показывает УЗСК без снятия распределителя зажигания, и на работающем двигателе.
На рисунке 1 показана схема простой приставки к мультиметру, с помощью которой можно измерять УЗСК с достаточной точностью и в достаточно широких пределах.
Приставка представляет собой сочетание ограничителя амплитуды импульсов и их интегратора в постоянное напряжение.
Ограничивает (и стабилизирует) амплитуду импульсов параметрический стабилизатор R1-VD1. Функции интегратора выполняют R2-R4 и С1. Напряжение с С1 подают на вход мультиметра на пределе «2000mV».
Налаживают приставку по эталону Для этого с автомобиля снимают распределитель и любым доступным способом (например, по зазору в контактах) устанавливают правильный УЗСК. Затем устанавливают распределитель на место, регулируют опережение зажигания и др.
После окончания всех регулировок (то есть, когда УЗСК выставлен верно) подключают приставку между положительной клеммой аккумулятора и клеммой прерывателя системы зажигания. Пускают двигатель и, наблюдая за показаниями мультиметра, подстроенным резистором R3 выставляют показания 55mV, что будет соответствовать 55°.
Для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя (для регулировки холостого хода) можно сделать приставку к мультиметру по схеме на рисунке 2.
Цепь R1-VD1 стабилизирует амплитуду импульсов, конденсатор С1 формирует очень короткие импульсы, длительность которых достаточно стабильна, а детектор на диодах VD2-VD3 и конденсаторе С2 создает на С2 напряжение, которое зависит от частоты следования этих импульсов
Далее, через делитель R2-R3 импульсы поступают на мультиметр. Мультиметр должен быть на пределе «2000mV».
Настройку необходимо делать по эталонному тахометру (например, подключив прибор к системе зажигания автомобиля, оборудованного тахометром). Мультиметр устанавливают на предел «2000mV» и подстраивая R3 добиваются соответствия показаний мультиметра действительной частоте вращения (в пределах 200-2000 об/мин). |