Во время ремонта электрооборудования автомобиля важно пользоваться достаточно точным прибором, при помощи которого можно измерить напряжение в разных частях бортовой сети, на разных устройствах, а также, иметь возможность оперативно определять полярность измеряемого напряжения. Почти идеально, для этих целей подходит мультиметр типа М-830. Но только почти... Дело в том, что жидкокристаллические индикаторы мультиметра не рассчитаны на работу в «полевых» условиях. Зимой на морозе они так же замерзают, как популярные китайские автомобильные часы. Индикатор перестает показывать цифры, а лишь только некоторые сегменты.
Второй «автомобильный» недостаток М-830 в его большом входном сопротивлении Конечно для ремонта телевизора большое входное сопротивление измерительного прибора - это хорошо, но для автомобильного оборудования важно чтобы контролируемая цепь была «подгружена», иначе окислившийся контакт или сгнивший проводник будут работать, как-бы, нормально, но при подключении нагрузки напряжение, поступающее через них будет падать «до неприличия».
И третий недостаток М-830 с автомобильной точки зрения -батарейный источник питания На рисунке приводится схема несложного вольтметра - пробника, при помощи которого можно измерять напряжения от 6 до 20V с точностью до 0,1V. Прибор имеет хорошо видные яркосветящиеся светодиодные индикаторы напряжения и полярности подключения щупов, питается от измеряемой цепи (берет около 0,1 А) и конструктивно выполнен очень удобно.
Корпус пластмассовый, прямоугольной формы, посредине расположен трехразрядный цифровой индикатор напряжения, по краям корпуса (с малых торцов) выведены проводники, оконеченные щупами под «крокодилы», возле точек вывода проводов есть по светодиоду красного цвета. Полярность подключения к измеряемой цепи значения не имеет, - вольтметр показывает в любом случае. А полярность определяется по этим светодиодам -горит светодиод возле вывода щупа, который подключен на «+»
Прибор выполнен на микросхеме ICL7107, которая является импортным аналогом КР572 ПВ2. Схема включения микросхемы, показанная на рисунке, отличается от типовой тем, что измерительная цепь и источник питания имеют один общий провод. Это делает невозможным измерения отрицательных напряжений. Но эта проблема здесь решена по другому, - вольт метр подключается к измеряемой цепи через диодный мост VD1-VD4.
Поэтому, полярность подключения щупов для индикации значения не имеет, - в любом положении полярность правильная и измеритель напряжения работает. А вот, чтобы определить полярность используются встречно-параллельно включенные светодиоды HL1-HL2. В принципе, их можно бы заменить двухцветным и по цвету определять полярность, но, как оказалось, трудно запомнить какой полюс какого цвета. Поэтому, светодиоды разные, и расположены каждый у своего щупа. Где горит, там и «+».
После диодного моста включен стабилизатор А1, поддерживающий напряжения питания микросхемы стабильным (4,7V). Конденсатор С2 одновременно выполняет и роль накопительного. Он через диод VD5 развязан от цифровых индикаторов, являющихся основным потребителем энергии, и от С2 питается только саме микросхема D1, которая без индикаторов потребляет очень небольшой ток. Энергии, запасаемой в С2 хватает на несколько десятков секунд
Источник образцового напряжения выполнен на транзисторах VT1 и VT2 и резисторе R2. Он дает стабильное напряжение около 0.5-1V. которое поступает на 36-й вывод D1.
Измеряемое напряжения снимается со входного моста VD1-VD4 до стабилизатора А1, его уровень (достоверность показаний прибора) устанавливается делителем R3-R4. Параметры делителя устанавливают так, чтобы максимальное напряжение на выводе 31 было при входном напряжении 20V и составляло в два раза и чуть больше, образцового напряжения на выводе 36 (то есть, если на 36-выв. есть 0,75V. то при входном 20V на 31-выв. должно быть около 1,55-1,65V). |