Категории

Популярные схемы
Схема автосигнализации с тремя датчиками  
Схема автосигнализации с тремя датчикамиЭта сигнализация собрана на наиболее доступной элементной базе, и тем не менее выполняет большинство функций дорогих покупных систем. Сигнализация сделана в малогабаритном пластмассовом корпусе, который не прячут как обычно, а располагают на самом видном месте на поверхности приборной панели, таким образом, чтобы часть корпуса с герконом упиралась в ветровое стекло. Кроме геркона на поверхности корпуса установлен светодиод, который мигает во время ждущего режима и очень заметен в ночное время.





Подключается к системам автомобиля и источнику питания сигнализация при помощи четырехпроводного кабеля и стандартного пятиштырькового разъема от аудиоаппаратуры.

Внешне работа сигнализации напоминает работу дорогой системы. После включения (подключения при помощи разъема) сигнализация вырабатывает короткой звуковой сигнал (как это делают импортные системы). Затем выдержав некоторое время (около 20 секунд), отведенное на закрывание дверей, капота, багажника сигнализация переходит в дежурный режим.

Внешние воздействия сигнализация воспринимает при помощи трех датчиков, два основных инерционный и контактный и один дополнительный - акустический. Первые два датчика реагируют на серьезные воздействия, наклоны и качания кузова от попытки взломать дверь, багажник, снять колесо, контактный датчик реагирует непосредственно на открывание двери (подключен к дверному выключателю освещения).

При срабатывании этих датчиков система немедленно переходит к длительной прерывистой сигнализации, по окончании которой возвращается в исходный режим. Таким образом, даже если злоумышленник видит где расположен блок сигнализации у него нет времени его отключить или сломать, сигнализация сработает незамедлительно.

Третий акустический датчик очень чувствителен и носит чисто предупреждающий характер. Он может сработать от легкого касания машины, от дождя, ветра, громкого звука. Но после каждого срабатывания этого датчика сигнализация издает одиночный короткий звук, после которого в течении 10-15 секунд этот датчик не восприимчив к воздействиям.

Таким образом при первом-же любопытстве сигнализация предупреждает, что машина находится под охраной. На поверхности корпуса установлены две ручки-регулятора для установки чувствительности инерционного датчика и акустического.

Выключение сигнализации производится таким образом. Прежде чем открывать дверь вы подносите брелок от ключей, в котором размещен постоянный магнит , к тому месту на ветровом стекле, против которого расположен корпус устройства. При поднесении магнита контакты геркона замыкаются и система переходит в то состояние, которое следует сразу после включения питания выдержка для закрывания дверей, теперь используется для их открывания. О том, что геркон сработал свидетельствует

прекращение мигания светодиода (во время выдержки он горит постоянно). Теперь у вас есть некоторое время для открывания двери и выключения сигнализации разъединением разъема. Правда в это время (до разъединения разъема) будет работать акустический датчик и машина встретит вас "радостным коротким биком".

Принципиальная схема сигнализации показана на рисунке. Обычно схему автосигнализации строят на основе счетчиков, отсчитывающих временные интервалы или на основе одновибраторов. В данном случае тоже используются одновибраторы, но сделанные на основе RS-триггеров. Такой одновибратор перед традиционным имеет существенное преимущество двунаправленная задержка при одной RC цепи.

При подаче на его вход запускающего импульса триггер устанавливается в фиксированное положение и находится в этом положении до тех пор пока не зарядится емкость. После зарядки емкости он возвращается в исходное положение и остается не реагирует на запускающий импульс еще в течении времени разрядки этого конденсатора.

В результате нет необходимости вводить блокировку датчиков для исключения зацикливания логической схемы, после окончания сигнализации и так некоторое время триггер не реагирует на датчик, и этого времени более чем достаточно для затухания всех, после окончания сигнализации всех акустических колебаний в кузове.

Триггер основного канала выполнен на элементах 01.3 D1.4. На его вход (через инвертор D1.1) поступают импульсы от инерционного датчика или контактного через диоды VD1 VD2. После поступления первого импульса триггер устанавливается в состояние единицы на выходе (на выходе 01.3) . В этом положении триггер фиксируется до тех пор пока С1 не зарядится до единичного логического уровня через R2. При этом триггер перекинется в исходное положение (нуль на выходе).

Теперь триггер не воспринимает импульсы в течении времени разрядки С1 до логического нуля. Для этого используется то свойство RS триггеров, что каждый выход триггера является приоритетным для определенного входа. В данном случае используемый выход имеет приоритет в управлении входом установки в нуль.

В результате пока на выводе 5 D1.3 присутствует единица, на его выходе остается ноль не зависимо от изменения уровня на выводе 9 D1.4. Если схема находится в ждущем режиме импульс с выхода триггера на время своего действия открывает элемент D2.3 и он пропускает импульсы частотой 2-3 гц на транзисторный ключ на VT2 VT2, который управляет реле звукового сигнала автомобиля.

В результате раздается прерывистый звуковой сигнал. Если систему только что включили триггер сработает, но сигнализации не будет, потому-что не будет импульсов с частотой 2-3 гц на выходе мультивибратора на D2.1 D2.2. Дело в том, что этот мультивибратор после включения блокируется на некоторое время цепью R3 С2. После включения питания С2 начинает заряжаться через R3 и все время этой зарядки до уровня логического нуля мультивибратор не функционирует.

Тоже самое происходит и при воздействии магнитом на геркон. Его контакты S1 включены параллельно конденсатору С2 и при их замыкании он быстро разряжается. И затем снова требуется время на зарядку, в течении которого мультивибратор не работает.

Инерционный датчик сделан на основе микроамперметра М-470 -индикатора записи от старых магнитофонов. Магнитная система извлекается из корпуса и крепится точно также внутри корпуса сигнализации, но стрелкой вниз. На конце этой стрелки при помощи клея прикрепляется металлическая шайба под болт М4. При качании или толчках корпуса этот маятник качается. ЭДС наведенное в рамке микроамперметра поступает на входы компаратора D4. Который усиливает эти слабые электрические сигналы и преобразует их в отрицательные логические импульсы.

Для этого рабочую точку компаратора смещают подбирая номиналы R14 и R15 таким образом, чтобы в спокойном состоянии на его выходе была единица. А при качании стрелки появлялись отрицательные импульсы. При подборе этих сопротивлений нужно установить такую рабочую точку, при которой в одном из крайних положений переменного резистора R16 компаратор начинал неустойчивый переход в состояние с исходным нулем на выходе.

Теперь при помощи R16 можно будет регулировать чувствительность инерционного датчика. Положение близкое к переходу в нуль будет положением максимальной чувствительности, но и максимального количества ложных срабатываний. Нормальная чувствительность - в среднем положении (сработает на толчек, легкое качание или если кто-то облокотится на машину, но может сработать и от достаточно сильных порывов ветра).

В штормовую погоду желательно установить минимальную чувствительность установив R16 в противоположное крайнее положение. В этом случае сигнализация сработает только если машина начнет раскачиваться от сильных попыток взломать дверь или багажник, или будет толчок в результате снятия колеса.

Назад Вперед

ДРУГИЕ ПОХОЖИЕ СХЕМЫ НА САЙТЕ:


Авторизация
Логин:
Пароль:
Напомнить пароль?

Облако тегов

Опрос
Схемы каких устройств вам наиболее интересны?



Интересные схемы