Категории

Популярные схемы
Схема диагностического прибора измерения мощности  
Схема диагностического прибора измерения мощностиДанный прибор позволяет измерять относительную мощность цилиндров карбюраторного двигателя без вмешательства в штатную электропроводку. Кроме того прибор поможет правильно установить частоту вращения коленвала на холостом ходу, для этого имеется тахометр с двумя пределами 1000 об/мин и 2500 об/мин. С его помощью можно и проверить зависимость угла опережения зажигания от частоты вращения (при использовании дополнительного стробоскопа).





Относительная мощность, отдаваемая цилиндрами двигателя внутреннего сгорания является обобщенной характеристикой технического состояния проверяемого цилиндра. Поэтому о его работе можно судить по падению частоты вращения коленвала при отключении зажигания в этом цилиндре. Причем отношение величины падения частоты вращения к частоте вращения при включенных всех четырех цилиндрах и есть степень участия этого цилиндра в общей работе, а значит и степень его отдачи, мощности, исправности.

После подключения прибора к электрооборудованию автомобиля и запуска двигателя импульсы с первичной катушки зажигания через согласователь уровня поступают на одновибратор, который подавляет дребезг вызванный работой контактного прерывателя и подает этот сигнал на вход счетчика и на тахометр.

Импульсный сигнал с датчика калибровки прибора поступает на вход R счетчика, синхронизируя счетчик таким образом, чтобы его состояние соответствовало номеру работающего, в данный момент, цилиндра. Дешифратор определяет состояние счетчика, причем на его выходах сигналы появляются синхронно с высоковольтными импульсами, поступающими на свечи соответствующих цилиндров. При включении одного из переключателей "выбор цилиндра" отрицательный перепад

напряжения, соответствующий замыканию контактных пластин прерывателя, поступает с дешифратора на транзисторный ключ. Он открывается и подключает к прерывателю стабилитрон на весь период формирования искры. В результате ЭДС самоиндукции катушки ограничивается этим стабилитроном и соответственно ограничивается и высокое напряжение, которое становится недостаточным для пробоя искрового промежутка , и в этом цилиндре зажигание не происходит.

Принципиальная схема прибора показана на рисунке. Роль согласователя уровня играет ограничитель напряжения на основе стабилитрона на элементах R1 С1 VD1 и эмиттерном повторителе на транзисторе VT1. Конденсатор С1 обеспечивает интегрирование коротких импульсов.

Одновибратор, подавляющий дребезг, сделан на элементах DD1.1-DD1.3 , транзисторе VT2 , диоде VD2, конденсаторе С4 и резисторах R5-R7. Устройство устраняет влияние дребезга контактов как при замыкании так и при их размыкании.

В исходном состоянии, когда контакты прерывателя разомкнуты на вход первого согласователя уровня поступает напряжение около 12В. И на резисторе R4 устанавливается уровень

логической единицы. Поскольку сопротивление R5 меньше 1,6 ком, на выходе элемента DD1.1 устанавливается логический ноль, конденсатор С4 разряжается. В момент замыкания прерывателя на эмиттере VT1 установится нулевой уровень. Конденсатор C4 начинает заряжаться и одновременно открывается VT2, препятствующий его зарядке. На резисторе R5 устанавливается уровень единицы.

В момент размыкания контактов прерывателя VT2 закрывается , в результате С4 начинает заряжаться. Время задержки выбирается больше чем период переходного процесса, составляющий около 5 мс. Потенциал на резисторе R5 падает до уровня логического нуля и переключается элемент DD1.1, появление логического нуля на выходе которого приводит к переключению элемента DD1.2 и конденсатор С4 разряжается. Диод VD2 предохраняет вход DD1.1 от импульса отрицательного напряжения, возникающего при перезарядке С4. Одновибратор переходит в исходное состояние и готов к формированию следующего импульса.

Второй согласователь уровня собран на элементах R2, R3, С2, VD3, С3, VD4. Роль ограничителя играет стабилитрон VD4. Счетчик выполнен на двух D триггерах, а дешифратор на четырех элементах 2И-НЕ с открытым коллектором, допускающим превышение напряжения на выходе. На транзисторах VT3, VT4 собран транзисторный ключ. Максимальное напряжение на VT3 ограничивается цепочкой

стабилитронов VD8, VD9, а скорость нарастания напряжения - конденсатором С12. Питается прибор от стабилизатора напряжения на транзисторе VT5 и стабилитроне VD10. Диод VD6 защищает прибор от неправильного подключения к автомобильной электросети

Светодиод НL1 индицирует включение прибора. В приборе используются микросхемы ТТЛ, все они могут быть 155-й или 555-й серии. Прибор можно собрать и на К133 , но это потребует полной переработки печатной платы. Транзистор VT1 -любой маломощный кремниевый, КТ315, КТ3102, КТ342. VT2 -противоположной проводимости, например КТ361 ипи КТ3107. VT3 должен выдерживать обратное напряжение не менее 400 В, и коммутировать ток не менее 5А. Это может быть КТ812, КТ838, КТ809. VT5 и VT6 - средней мощности.

Стабилитроны VD1, VD4 должны быть на напряжение 2,4-4,5 В. VD7 на 15-30 вольт, подойдут Д815Ж, Д816А, Д816Б. VD8-VD9 должны ограничивать напряжение на коллекторе транзистора до 300-400 В, при отсутствии указанных на схеме, можно включить последовательно большее количество стабилитронов, важно, чтобы суммарное напряжение стабилизации было 300-400 В.

Микроамперметр на 100 мкА, типа М906. Для намотки дросселя используется ферритовое кольцо К10X6X4 , дроссель содержит 50 витков ПЭВ 0,2.

Регулировку и настройку прибора начинают с проверки правильности монтажа. Затем, подключив источник питания к выводам 0 и +12 проверяют стабилизатор напряжения. На эмиттере VT5 должно быть 5В. Настройку тахометра, в следствии линейности шкалы, выполняют по верхним пределам измерения.

Для этого на вход первого согласователя (на VT1) подают сигнал от генератора амплитудой не менее 12 В и частотой 83,3 гц. Переключатель при этом установите в положение "2500" и подстройте R11 так, чтобы стрелка установилась на максимальное значение шкалы. Затем уменьшите частоту генератора до 33,3 гц и переключите переключатель в положение "1000", затем подстройкой R12 установите стрелку на максимальное деление шкалы.

При настройке тахометра можно воспользоваться сетью переменного тока 50 гц, подав сигнал через понижающий трансформатор и диод. 50гц будет соответствовать 1500 об/мин. Еще удобнее воспользоваться автомобилем с тахометром, например ВАЗ-06 или Москвич-2141.

Схема диагностического прибора измерения мощности

Прибор смонтирован на одной односторонней печатной плате из фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5-2 мм. Её фиксируют через резьбовые стойки винтами крепления микроамперметра. Для лучшей защиты прибора от помех корпус нужно сделать металлическим.

Назад Вперед

ДРУГИЕ ПОХОЖИЕ СХЕМЫ НА САЙТЕ:


Авторизация
Логин:
Пароль:
Напомнить пароль?

Облако тегов

Опрос
Схемы каких устройств вам наиболее интересны?



Интересные схемы