Если вы летом длительное время стоите в «пробке» на спуске и вынуждены держать педаль тормоза нажатой, то задние фонари могут даже расплавится от температуры нагретых ламп, а могут и перегореть лампы. Во-вторых, если вы ездили ночью, и приехав домой, забыли выключить габаритные огни, то утром емкости аккумулятора может не хватить на пуск двигателя. Устранить эти неудобства можно при помощи двух простых таймеров, сделанных почти по одинаковым схемам. Первый таймер отключает «стоп-сигналы» через 3,5 минуты их непрерывного горения. В основе таймера лежит двоичный счетчик К561 ИЕ16. На его вход «С» поступают импульсы частотой около 2-3 Гц от генератора, сделанного из мигающего светодиода HL1. Во время вспыхивания светодиода напряжение на R1 поднимается до уровня логической единицы, а во время гашения, - до нуля. Цепь R2-C3 подавляет высокочастотные импульсы, имеющие место при работе мигающего светодиода (такой своеобразный дребезг).
В момент нажатия на педаль тормоза напряжение 13V поступает на цепь питания, и счетчик устанавливается конденсатором С2 в нулевое состояние. На его выходах будут нули, и на базу транзистора VT1, подключенную к его выходу «512» поступает отпирающее напряжение. Реле К1 срабатывает и своими контактами подает питание на лампы фонарей «стоп-сигнала».
Импульсы от светодиода поступают на счетчик, и спустя интервал времени около 3-3,5 минут, на выводе 14 D1 возникает единица. Транзистор закрывается и реле выключает лампы. Одновременно открывается диод VD2 и шунтирует вход счетчика, не давая поступать на него импульсам от светодиода.
Если педаль отпустить и снова нажать счетчик обнулится и лампы зажгутся снова. И погаснут через 3-3,5 минуты (или если отпустить педаль тормоза).
Второй таймер сделан по точно такой же схеме, разница только в точке подключения базы транзистора. В таймере, отключающем габариты, нужна больше выдержка времени, примерно, около одного часа. Поэтому, база транзистора подключена на самый старший выход счетчика. Марка светодиода не известна, - на прилавке магазина лаконично написано: «мигающий красный».
Стабилитрон VD1 и резистор R4 нужны для защиты микросхемы от скачков напряжения в схеме автомобиля Оба устройства сделаны одинаково, - в корпусах и с использованием электромагнитного реле и платы от реле управления стеклоочистителями (реле бескопусное, установлено на плате, все кроме него демонтировано, и на плата собрана эта схема полуобъемным монтажом).
Схему можно сделать значительно проще, - без светодиода, если использовать микросхему типа CD4060, содержащей встроенный генератор, но она не часто встречается в продаже, а К561ИЕ16 - один из самых доступных.
Такой таймер можно использовать и по другому назначению, если нужно ограничить продолжительность работы какого-то устройства. Если исключить диод VD2, то нагрузка будет периодически включатся и выключаться. Необходимый период можно выбрать подключив R5 к какому-то другому выходу D1. |