Среди самодельных автосторожей можно выделить три типа - на основе простых логических элементов, - на основе счетчиков и регистров, - на основе микропроцессора. Наиболее приемлем первый вариант - такую систему можно собрать за пару часов. В качестве датчиков радиолюбители используют обычно либо контактные пары, либо микрофоны или акустические пьезодатчики, либо инерционные датчики на основе микроамперметра.
Контактные датчики малонадежны и реагируют только на свершившийся факт вторжения, акустические, будь то микрофоны или пьезоэлементы, - дают много ложных срабатываний, так как реагируют не столько на воздействие на саму машину, сколько на окружающие звуки. Наиболее удобны чувствительные инерционные датчики.
Принципиальная схема инерционного датчика на основе переделанного микроамперметра и компаратора, часто используемая в любительских системах показана на рисунке 1. Схеме очень чувствительна к колебаниям кузова (может сработать на легкий толчок или на осторожное прикосновение с усилием), и при этом малочувствительна к атмосферным осадкам и звукам.
Но имеет существенный недостаток - для установки наибольшей чувствительности требуется точная балансировка компаратора, при которой в спокойном состоянии на его выходе единица, но при малейшем повороте R4 устанавливается нуль, фактически около среднего состояния. Понятно, что такой режим не надежен.
Во первых напряжение бортовой сети автомобиля не стабильно и его незначительное изменение может привести к переходу компаратора в нулевое состояние (требуется стабилизатор), во вторых такая схема сильно подвержена температурным воздействиям. В результате датчик начинает срабатывать при сильном понижении температуры зимой или летом если машину оставили на солнце. В результате рабочую точку приходится смещать в сторону единицы понижая тем самым чувствительность.
Вторая схема показана на рисунке 2. В её основе операционный усилитель. Установка режима и чувствительности производится также как с компаратором путем балансировки. И здесь те же недостатки, плюс неестественная для ОУ установка чувствительности.
Изучив возможные варианты автор пришел к мнению, что наиболее подходит Схема на рисунке 3. На основе операционного усилителя, включенного по классической схема с низким входным сопротивлением и регулировкой чувствительности изменением глубины ООС. Операционный усилитель здесь никак не балансируется.
Для того, чтобы его исходный уровень не оказывал влияние на цифровую схему на его выходе включен разделительный конденсатор С2. Теперь никакие погодные воздействия, приводящие к отклонению его балансировки не могут повлиять не работу датчика. Конечно такая схема не выдает чисто прямоугольный импульс, но для срабатывания триггера или одновибратора достаточно любого перепада уровня.
Установка чувствительности при помощи цепи ООС позволяет получить очень высокую чувствительность при высокой стабильности, поскольку балансировка существенной роли не играет.
Теперь о логической части, желательно, чтобы она была сделана на основе простых и одинаковых логических элементов. Это упрощает поиск нужных микросхем. Один из таких вариантов на основе одновибратора показан на рисунке 4.
Отрицательный импульс от датчика инвертируется элементом D1.1 и поступает на вход одновибратора на D1.2, D1.3, который вырабатывает положительный импульс длительностью примерно около 15-20 секунд. Этот импульс инвертируется элементом D2.3 и открывает ключ на D2.4, который пропускает на выход (на транзисторный ключ) импульсы от мультивибратора на D2.1, D2.2.
Установка в рабочее состояние производится подачей питания на схему, при этом задержка её перехода в ждущий режим определяется временем заряда С3 через R3 (пока С3 заряжается мультивибратор блокирован).
Недостаток такой схемы в том, что во время этой выдержки одновибратор продолжает срабатывать от импульсов, поступающих от датчика и это может привести к тому, что схема дает ложное срабатывание. Для устранения этого недостатка требуется трехвходовый элемент D1.1. Второй недостаток в склонности к зацикливанию после первого срабатывания.
Дело в том, что источник звука сигнализации обычно достаточно громкий и закреплен на кузове автомобиля. В результате вибрации от него могут передаться инерционному датчику. Для исключения этой возможности служит цепь С1 R1, которая на время сигнализации и некоторое время после окончания сигнализации закрывает вход устройства и делает его не восприимчивым к сигналам датчика.
В результате мы имеем схему из семи элементов 2ИЛИ-НЕ и трех оксидных конденсаторов.
На рисунке 5 показана схема с одновибратором на основе триггера. Его достоинство в том, что он имеет обратный ход, при подаче не его вход импульса триггер переключается в стабильное единичное состояние и находится в нем все время пока заряжается С1 через R2. После его зарядки до единичного уровня триггер возвращается в исходное состояние и не реагирует на входные импульсы до тех пор пока С1 не разрядится через R2 до уровня логического нуля.
В результате зацикливание исключается и дополнительная RC цепь не требуется, а входной элемент D1.1 используется для блокировки входа во время выдержки после включения питания исключая ложные срабатывания. Фактически имеем те-же самые семь элементов, но на один конденсатор меньше и более стабильная схема.
Проблему отключения схемы можно решить по разному. Варианты с инфракрасными лучами или кодами рассматривать не будем. Из простых только два - отключение из салона при помощи потайного тумблера или отключение при помощи геркона и магнита-брелка.
В первом случае требуется временная задержка начала сигнализации после срабатывания, как её сделать показано на рисунке 6. Во втором случае проще всего при помощи геркона перевести схему в режим ожидания после включения питания, это можно сделать разряжая конденсатор выдержки при помощи включенного ему параллельно геркона (на рисунке 6 справа).
Схема с задержкой неприятна тем, что дает шанс угонщику найти потайной тумблер. У схемы с разрядкой конденсатора при помощи геркона есть тоже недостаток - геркон должен быть прижат к стеклу автомобиля, а стекла зимой оледеневают, в результате конденсатор может разрядиться через воду или нужно предпринять меры по тщательному изолированию.
Более просто сделать схему разрядки по рисунку 7. При этом геркон коммутирует относительно низкоомную цепь, и его работа не зависит от влажности, а разрядка конденсатора производится при помощи диода VD1.
Наиболее удобна конструкция датчика показанная на рисунке 8. Магнитная система микроамперметра М47 (от индикатора уровня записи магнитофона или точной настройки приемника) извлекается из корпуса и переворачивается стрелкой вниз. Стрелку утяжеляют при помощи шайбы чтобы превратить её в маятник. Магнитную систему крепят к стенке корпуса при помощи болта М2 стрелкой-маятником вниз, так чтобы она могла раскачиваться не задевая за дно корпуса.
В машине корпус устанавливают горизонтально, так. чтобы маятник висел вниз и свободно раскачивался. Сильно утяжелять стрелку не рекомендуется (например при помощи гаек), так как во время движения машины она может оторваться под действием сил инерции.
Корпус желательно установить в салоне на резиновой прокладке, так чтобы датчик реагировал только на толчки и качания кузова, и ни как не на звуки. Принципиальная схема сигнализации отвечающей всем выше изложенным требованиям показана на рисунке 9.
После включения питания при помощи микротумблера S1 загорается светодиод VD5 установленный в видном месте на приборной панели машины и в течении времени выдержки после включения (30-40 секунд) горит постоянно. По истечении этого времени схема переходит в ждущий режим и светодиод начинает мигать.
При срабатывании датчика прерывистая звуковая сигнализация включается мгновенно и работает в течении 12 секунд, затем схеме возвращается в исходный режим. Для выключения нужно поднести постоянный магнит (в виде брелка для ключей) к определенному месту остекления машины (в которым расположен геркон) при этом светодиод перестает мигать и появляется 30-40 секунд для отключения сигнализации при помощи потайного тумблера. |