Автосторож, принципиальная схема, которого изображена на рисунке, отличается от аналогичных устройств минимум используемых деталей. Для него используется контактный датчик, в качестве которого можно использовать дверные выключатели освещения салона. Выходя из машины автосторож подключают к источнику питания (аккумулятору автомобиля) тумблером, расположенным в потайном месте. После включения следует выдержка времени около одной минуты.
Это время нужно для закрывания дверей, капота и багажника (если и там установлены контактные датчики). После этой задержки схема переходит в дежурный режим.
При открывании двери сторож переходит в рабочий режим, следует задержка в 5 секунд, которая даётся владельцу для отключения сигнализации изнутри при помощи потайного тумблера, затем, если тумблер не выключен, переходит в режим сигнализации, при которой в течении 20-ти секунд раздается прерывистый звук из сигнала автомобиля. После чего сторож переходит в дежурный режим.
При включении сторожа конденсатор С4 начинает заряжаться через резистор R5. При этом на вход элемента D1.5 через диод Д4 поступает нуль, и мультивибратор на D1.5 и D1.6 блокируется. После зарядки С4 (а на это уходит 1 минута) на катод Д4 поступает единица и поступления нуля на D1.5 прекращается.
При замыкании контактов датчика, подключённого к клемме "Д" на вход одновибратора на D1.3 и D1.4 поступает через Д2 нуль. В результате на выходе одновибратора на выводе 6 микросхемы появляется единица, которая через цепь задержки поступает на катод диода Д3, и тот разрешает работу мультивибратора на D1.5 и D1.6. Цепь R4 С3 формирует задержку в 5 секунд.
Прямоугольные импульсы, частотой 1гц с выхода мультивибратора поступают на ключ на транзисторах Т1 и Т2, в коллекторной цепи которого включена обмотка реле сигнала автомобиля. Использовать этот сторож в автомобиле с пряный включением сигнала (без реле) нельзя, для этого ключ нужно собрать по схеме с тиристором, или установить реле от другого автомобиля.
Время звучания сигнала зависит от цепи R3 С2, и после окончания этого времени схема переходит в ждущий режим. При использовании в качестве датчика дверных выключателей с использованием КМОП микросхем возникает возможность выхода из строя микросхемы, из-за подачи на её вход напряжения питания в то время, когда на выводы питания это напряжение не поступает.
Такая ситуация возникает из-за возможности поступления бортового напряжения на вывод 1 микросхемы, когда сторож выключен. Для устранения этого эффекта используется цепь из диода Д1 и резисторов R1,R2,R7. При выключении питания сторожа высокое сопротивление кремниевого диода, включённого в обратном направлении и относительно низкое - параллельно включённых резисторов R1-R7 и R2 создают делитель, который понижает напряжение на выводе 1 микросхемы до безопасной величины.
Диод Д6 служит для защиты от неправильного подключения к источнику питания. Вместо микросхемы К564ЛН2 можно использовать К561ЛН2. Транзистор КТ315 можно заменить на КТ342, КТ3102 и даже на КТ815. Т2-может быть КТ817 или КТ819, не исключается использование КТ801 и КТ807. Ёмкости всех конденсаторов могут отличаться в некоторых пределах, даже в несколько раз, однако это изменит временные интервалы, выбранные в данной схеме, но их можно скорректировать подбором соответствующих резисторов.
Желательно использовать конденсаторы с небольшими токами утечки, особенно это важно для С4 и С2, которые при значительной ёмкости работают в паре с высокоомными резисторами. В этом случае ток утечки может сделать невозможной работу сторожа.
Сторож смонтирован в миниатюрном пластмассовом корпусе от детских счетных палочек и залит эпоксидным компаундом для предотвращения влияния сырости. Он располагается в незаметной месте под приборной панелью, также размещается тумблер.
Сторож может работать с другими датчиками, важно чтобы при срабатывании на их выходе был нуль или отрицательный импульс. |