Это устройство предназначено для автоматического выключения дальнего света при приближении встречного автомобиля. В то время когда встречного автомобиля нет, опорное напряжение на инвертирующем входе операционного усилителя M1 значительно выше напряжения на его не инвертирующем входе, которое создается делителем, состоящим из фоторезистора R1 и резистора R2.
В это время на выходе M1 нулевой уровень, и транзистор Т2 открыт, это в свою очередь вызывает открывание Т3 и пропускание тока через обмотку автомобильного электромагнитного реле Р1, которое своими контактами включает дальний свет.
При этом переключатель автомобиля ПА должен находиться в положении - ближний свет (Б). В этом случае светятся обе нити накала фары. Как только приближается встречный автомобиль сопротивление R1 уменьшается и напряжение на не инвертирующем входе становится выше опорного, что приводит к появлению на выходе M1 высокого уровня.
В результате Т2 закрывается, и следом за ним Т3 реле обесточивается и нить дальнего света отключается, горит только ближний. Одновременно единица с выхода M1 поступает на базу Т1, который открываясь, понижает порог срабатывания устройства уменьшая добавочным сопротивлением R5 напряжение опорное на выводе 2 M1.
Это нужно для того, чтобы выключение встречным автомобилем дальнего света и включение ближнего не привело к включению дальнего света вашего автомобиля, из-за резкого падения освещенности R1. После того, как автомобили разъедутся сопротивление R1 увеличится на столько, что снова включится дальний свет, и схема перейдет в исходное положение.
При настройке подбирают номиналы R2 и R4 для установки нужного порога срабатывания, и R5 для установки величины гистерезиса компаратора M1. |