Хочу предложить несложное охранное устройство для отечественного автомобиля, собранное на популярной микросхеме K561ЛA7. Несмотря на простоту автосторож достаточно эффективен. Управляется он, как и большинство самодельных автосторожей, при помощи магнитного брелка для ключей. Есть две точки, - поднесение магнита к одной приводит к включению охраны (горит красный светодиод). Если магнит поднести к другой точке - выключение охраны или сигнализации (горит зеленый светодиод). Роль датчиков выполняют контактные датчики, установленные в дверных проемах, в капоте и багажнике. Все эти датчики охвачены одной цепью (соединены вместе).
Когда охрана включена (горит красный светодиод) при открывании двери, капота или багажника происходит включение блок-сирены (готовая двухтональная блок-сирена промышленного изготовления), которая будет звучать до тех пор, пока сигнализация не будет выключена поднесением магнита (зажжется зеленый светодиод). При попытке пустить двигатель при включенной охране происходит блокировка зажигания.
Принципиальная схема автосторожа показана на рисунке 1, а монтажная схема, - на рис. 2. Элементы микросхемы К561ЛА7 включены как два RS-триггера с инверсными входами. Первый триггер на элементах D1.1 и D1.2 выполняет роль выключателя охраны. Управляется он двумя герконами SG1 и SG2, которые устанавливаются, предположим, за ветровым стеклом внутри автомобиля (можно установить и в любом другом месте).
Чтобы выключить охрану нужно поднести магнит к SG2, при этом, VT1 откроется, a VT2 закроется. Загорится HL1 зеленого цвета. Чтобы включить охрану нужно поднести магнит к SG1, при этом, загорается HL2 красного цвета, a HL1 гаснет. Второй триггер на элементах D1.3 и D1.4 выполняет роль «защелки», реагирующей на сигнал датчика. Датчик обозначен как «SD1», на самом деле это шесть контактных датчиков, работающих на замыкание, включенных параллельно.
Когда охрана выключена на вывод 8 D1.3 поступает нуль с выхода D1.2. Элемент D1.3 фиксируется в положении с логической единицей на выходе и никакие изменения уровня на выводе 13 D1.4 не могут изменить этого.
Когда включена охрана на выходе D1.2 -единица, и триггер D1.3-D1.4 больше не фиксирован и замыкание контактов любого из датчиков, входящих в состав SD1 приводит к тому, что триггер переходит в устойчивое состояние логического нуля на выходе D1.3. Поэтому, ключ на разноструктурных транзисторах VT3 и VT4 открывается и подает питание на сирену НА1.
Если в положении включенной охраны включить зажигание двигателя происходит следующее: Правый, по схеме, вывод обмотки реле Р1 через цепь замка зажигания подключается на плюс борт-сети автомобиля. Поскольку, транзистор VT2 открыт, то через обмотку этого реле протекает ток. Его нормально-замкнутые контакты размыкаются и размыкают низковольтную цепь питания системы зажигания и работа карбюраторного двигателя становится невозможной. Схема подключения контактов реле зависит от схемы электрооборудования автомобиля.
Детали. Микросхему К561ЛА7 можно заменить отечественными или зарубежными аналогами. Микросхему К176ЛА7 можно применять только в крайнем случае, - она недостаточно надежна для работы в переменных температурных условиях. Светодиоды использованы импортные, неизвестной марки.
Можно применить любые светодиоды видимого спектра излучения, важно только чтобы разноцветные. Транзисторы КТ815 можно заменить на КТ817. Транзистор КТ361 - на КТ3107, КТ814, КТ502. Диоды - любые аналоги КД521, КД522 или КД102, КД103. Реле Р1 - стандартное реле от автомобилей ВАЗ, переключающее (в магазине спрашивать - «пятиконтактное для ВАЗ-08»). Стабилитрон Д814Б можно заменить аналогичным стабилитроном с напряжением стабилизации 8 .11 В. Сирена - любая для автосигнализаций.
Большинство деталей собрано на небольшой печатной плате. Корпус - готовая пластмассовая коробка с крышкой. Соединение с внешними цепями при помощи пучка разноцветных проводов, выпущенного из отверстия в этой коробке. Все датчики установлены дополнительно, это четыре датчика дверных (на каждую дверь) и по одному датчику на капот и на багажник.
В дверях устанавливаются дополнительные микровыключатели, такие как для выключения света в салоне, на большинстве автомобилей «ВАЗ» есть «посадочные места» для таких дополнительных датчиков, как раз, под датчиками включения света в салоне. На капот и багажник установлены датчики, применяющиеся в автомобиле «ВАЗ-2108» для включения подкапотной лампы. Эти датчики удобны большим ходом кнопки и легко устанавливаются в нужное место.
Никакого налаживания, при безошибочной сборке и исправных деталях, не требуется. Печатная плата сделана таким способом: на очищенную и обезжиренную заготовку из фольгированного стеклотекстолита наклеен слой «скотч-ленты». Затем, на скотч переведен копировальной бумагой рисунок разводки. После, осторожно, обломком лезвия безопасной бритвы, в слое скотча прорезаны контура дорожек. Далее, лишний «скотч» удален скальпелем. Потом плата протравлена в хлорном железе. |