Сигнализация работает с системой контактных замыкающих датчиков, в качестве которых ислогьзуются дверные выключатели внутрисалонного освещения, установленные в передних дверях, выключатель подкапотной лампы, а также, дополнительно установленные датчики, аналогичного типа, в задних дверях и в багажнике. Электронных датчиков нет. Включение и выключение осуществляется переключающим двухплюсным тумблером, установленным в незаметном месте салона автомобиля.
Для опознавания владельца используется брелок с расположенным в нем магнитом, который нужно перед открыванием двери поднести к определенному месту остекления автомобиля, за которым спрятан геркон. Есть простая блокировка системы зажигания, использующая электромагнитное реле зажигания, имеющееся в автомобиле. Светодиодный индикатор с тремя режимами индикации, - «выключено» (светодиод не горит), «ждущий режим» (светодиод горит и не мигает), «охрана» (светодиод мигает).
Сигнализация, - при помощи штатного автомобильного сигнала, который при тревоге издает прерывистые звуки. Для его включения используется реле звукового сигнала, имеющееся на автомобиле (если такого реле нет, его необходимо установить).
До включения питания конденсатор С1 разряжен, и в момент включения начинает заряжаться через резистор R1. Пока напряжение на нем ниже логического уровня единицы на выходе элемента D1.2 есть логическая единица, которая блокирует мультивибратор на элементах D1.3 и D1.4. На выходе D1.4 - логическая единица и транзистор VT1 открыт, а светодиод HL1 горит не мигая.
Эта же единица поступает на вывод 2 D1.1 и фиксирует его в нулевом состоянии. Ключ на транзисторах VT2 и VT3 закрыт и реле звукового выключено Диоды VD1 и VD2 открыты и шунтируют конденсатор С2 резистором R3. что нужно для ускорения его разряда, когда схема находится в ждущем режиме.
Ждущий режим длится около пяти секунд, он дает время на выход из салона и закрытие дверей. Для опознавания владельца подносят магнитный брелок к SG1, расположенному за стеклом. Геркон замыкается и разряжает конденсатор С1. Это переводит схему из охранного в ждущий режим, и у вас будет около 5 секунд, чтобы проникнуть в салон и отключить сигнализацию.
После завершения ждущего режима конденсатор С1 заряжается до напряжения логической единицы и на выходе D1.2 будет логичский ноль. Диоды VD1 и VD2 закрываются, а мультивибратор D1.3-D1.4 начинает работать, а светодиод мигать. Так начинается режим охраны.
Теперь, если будет замкнут любой из датчиков произойдет быстрая зарядка конденсатора С2 через контакты датчика и один из диодов VD3-VD6. На выводе 1 D1.1 возникнет логический ноль, и через D1.1 на ключ VT2-VT3 станут поступать импульсы от мультивибратора. Диод VD7 будет периодически открываться и включать реле звукового сигнала автомобиля, которое, в свою очередь, будет включать периодически звуковой сигнал.
Если дверь (или другое, вызвавшее срабатывание датчика) закрыть, сигнализация прекращается не сразу, а через 30-40 секунд, которые уходят на разрядку конденсатора С2 через резистор R2.
Система блокировки зажигания очень проста. Как уже было сказано, для выключения используется двухполюсной переключающий тумблер (тумблер с двумя парами контактов, которые замыкаются в зависимости от его положения, такие тумблеры используются на многих приборах) ST1. Одна пара контактов тумблера включена в разрыв положительного провода питания сигнализации, а вторая, - в разрыв провода, идущего к обмотке реле зажигания автомобиля. Таким образом, когда включено охранное устройство реле зажигания выключено, и наоборот
Все детали размещены на небольшой печатной плате из фольгированного стеклотекстолита с односторонним расположением печатных дорожек. Дорожки нарисованы на фольговом покрытии несмываемым маркером. Маркер должен быть свежим, а рисовать нужно медленно и с нажимом, чтобы получить наибольшую толщину покрытия несмываемой краской. Травление в растворе хлорного железа. После травления краска смыта бензином
Микросхему К561ЯЕ5 можно заменить аналогичной серии К1561 или CD40, но не К176, так как К176 менее надежна. Электролитические конденсаторы, - импортные аналоги К50-35, на напряжение не ниже 25V. Тип светодиода значения не имеет, в данном случае использован синий сверхяркий светодиод неизвестной марки. Диоды КД209 можно заменить на КД105. Диоды КД522, - на КД521. Транзисторы КТ815 можно заменить на КТ817.
Геркон, - КЭМ-4, можно заменить любым аналогичным, например, от телефонного аппарата. Тумблер приборный, с двумя поочередно включаемыми группами контактов. Продолжительность ждущего режима (выдержка времени после включения питания или после поднесения магнита к геркону) можно установить подбором сопротивления R1, продолжительность звучания сигнализации после размыкания датчиков, - R2, частота прерывания звука сигнала, - R4.
|