Многие водители, начиная ездить на «жигулях» иногда пытаются пустить бесшумно работающий двигатель, поворачивая ключ зажигания в положение стартер. Скрежет зубьев шестерни и маховика тут-же указывает на ошибку, приводящую нередко к преждевременной замене деталей. Пред остеречься от ошибочного пуска можно с помощью блокиратора, схема которого показана на рисунке. Схема подходит для автомобилей, в которых стоит генератор с нулевым выводом.
Блокировка стартера происходит следующим образом. При его включении замком зажигания, на обмотку реле К1 через диод VD3 поступает напряжение от батареи. Контакты «30» и «87» реле К1 замыкаются и включают тяговое реле стартера. По мере повышения частоты вращения коленвала растет напряжение генератора, срабатывает реле К2. Его контакты «30» и «88» размыкаются и отключают обмотку К1 от батареи Но контакты «30» и «87» реле К1 останутся замкнутыми, потому что, пока выключатель зажигания находится в положении «стартер» на обмотку реле К1 через его контакты «30» и «87» и диод VD2 подается напряжение генератора.
После пуска двигателя и возвращении ключа зажигания в в исходное положение реле К1 обесточивается и контакты его размыкаются. Стартер отключается и включить его при работающем двигателе невозможно, потому что напряжение на обмотку реле К1 при повороте ключа зажигания в положение «стартер» не подается ни от батареи, ни от генератора.
На автомобилях, выпущенных до 1985 г. применялось реле РС702, включающее контрольную лампу разряда батареи. Здесь для блокировки стартера достаточно одного реле К1. Функции второго реле К2 может выполнять штатное реле РС702, причем с сохранением основной функции. Для этого достаточно анод диода VD3 подсоединить к выводу «30» штатного реле РС702.
Диод VD1 служит для искрогашения. Детали : К1. К2 - 111 3747 или 112.3747, диоды VD1-VD3 : Д242, Д243. VS1 - замок зажигания, F - монтажный блок. |