От быстроты реакции водителя на стоп-сигналы идущего спереди автомобиля сильно зависит безопасность движения, особенно. на скользкой или мокрой дороге. С целью снижения аварийности движения необходимо как-то повысить заметность стоп-сигналов, например, установить дополнительные стоп-сигналы, расположив их за задним стеклом салона автомобиля. При помощи представленного в данной статье реле, устанавливаемого как дополнительное оборудование, можно повысить заметность штатных или дополнительных стоп-сигналов, заставив их мигать в начале торможения.
Реле подключается тремя проводами: один идет на «массу» (минус борт-сети), а два других включаются в разрыв провода, идущего от контактного датчика положения педали тормоза к лампам стоп-сигнала.
При нажатии педали, в первое время, стоп-сигналы мигают четырехкратно, а затем горят ровным светом. При отпускании педали, сразу гаснут.
Схема устройства показана на рисунке. В момент нажатия педали на схему подается питание от датчика положения педали. Цель C2-R3 предустанавливает счетчик D2 в нулевое положение. На его выходах устанавливаются нули, а на выходе элемента D1.3 возникает единица, которая посредством ключа VT1 включает реле К1, подающее питание на лампы стоп-сигнала. Таким образом, при нажатии тормоза первая вспышка ламп происходит незамедлительно.
Далее происходит счет счетчиком D2 импульсов, поступающих от мультивибратора D1.1-D1.2 на его счетный вход Во время этого счета логический уровень на выводе 13 D2 периодически меняется. Когда возникает единица, на выходе элемента D1.3 возникает ноль и лампы гаснут, а когда возникает на выводе 13 D2 ноль, - лампы зажигаются.
Так лампы вспыхивают четыре раза, и на пятый раз счетчик устанавливается в состояние «1024» и на его выводе 15 возникает логическая единица, которая инвертируется элементом D1 4 и поступает на входы элементов D1.2 и D1.3. Это приводит к тому, что элемент D1.3 фиксируется в состоянии единицы на своем выходе, лампы остаются включенными, а мультивибратор D1.1-D1.2 блокируется и перестает подавать импульсы на счетчик D2.
В таком состоянии схема будет находится пока не будет отпущена педаль тормоза. При повторном нажатии весь процесс начинается с нуля, независимо от того, в каком состоянии схема находилась в момент прошлого выключения. Цепь R6-VD1 служит для защиты микросхем от выбросов питания Резистор R5 ускоряет разрядку СЗ после выключения питания. Подстройкой резистора R2 можно установить «по вкусу» частоту мигания. Реле К1 - типа JQC-3FC или аналогичное. |