Наиболее эффективно на низкочастотных диапазонах в автомобиле будут работать витые вертикальные укороченные антенны. Они представляют собой проводник, навитый вокруг диэлектрического основания (рис. 1). Поскольку можно выполнить витую антенну высотой в 2 метра проводником, длиной равной л/4 на любом любительском KB диапазоне 6-160 метров, то сопротивление излучения такой антенны будет достаточно высоким и антенну можно будет простыми средствами согласовать с коаксиальным кабелем, и получить большой КПД при её работе.
Щелевые автомобильные антенны.
Мне приходилось встречать в специализированной литературе по антеннам отрывочные сведения об использовании автомобильных щелевых антенн, работающих в метровых диапазонах волн, для возимых радиостанций различных спецслужб и в военном деле.
Рисунок 3 В этом случае кузов автомобиля дорабатывается в соответствии с требованиями обеспечения работы этой антенны. Щелевые автомобильные антенны используются, обычно в том случае, когда установка иных антенн невозможна или нецелесообразна.
Классическая щелевая антенна показана на рисунке 3. Она представляет собой щель размерами (0,01...0,02) X на (0,2...2) X в экране бесконечных размеров. Понятно, что если задаться целью, такую щель в автомобиле можно создать искусственно, например, на его крыше. Можно использовать и существующие щели, например щель между багажником и кузовом автомобиля, щель между дверьми.
Щелевая антенна достаточно широкополосна, и обеспечивает работу практически вертикально поляризованной волной. Частотный диапазон работы такой антенны ограничен лишь длиной щели.
В общем случае, щелевая антенна обеспечит почти круговую диаграмму направленности, что оптимально для передвижной связи. Расчет точки подключения к щели достаточно трудоемок в радиолюбительских условиях, в то же время эта задача может быть легко решена практически, подключаясь к различным точкам щели и определяя при этом зависимость КСВ или входного сопротивления щелевой антенны от частоты.
Радиолюбительские щелевые антенны еще ждут своих экспериментаторов. Эксперименты с ними осложняет еще и то обстоятельство, что длины щелей в разных типах автомобилей отличаются, следовательно и резонансные частоты тоже будут отличаться.
Рамочные антенны, расхоложенные на стекле автомобиля, могут обеспечить работу антенны лишь в одном направлении, и создают большой уровень напряженности поля в самом автомобиле, что небезопасно для оператора. Применение таких антенн для любительской связи нецелесообразно, и может быть ограничено только системами охранной сигнализации.
По принципу действия многие оконные рамочные автомобильные антенны являются проволочным аналогом щелевой антенны, и, следовательно, будут работать менее эффективно, чем классическая щелевая антенна. |