Эта сигнализация собрана на наиболее доступной элементной базе, и тем не менее выполняет большинство функций дорогих покупных систем. Сигнализация сделана в малогабаритном пластмассовом корпусе, который не прячут как обычно, а располагают на самом видном месте на поверхности приборной панели, таким образом, чтобы часть корпуса с герконом упиралась в ветровое стекло. Кроме геркона на поверхности корпуса установлен светодиод, который мигает во время ждущего режима и очень заметен в ночное время.
В хорошую погоду желательно устанавливать нормальную чувствительность. При этом практически отсутствуют ложные срабатывания и чувствительность достаточна для реакции на любое умышленное воздействие.
Это основная система, в состав дополнительной системы, вырабатывающей короткий звуковой сигнал при любом, даже незначительном воздействии входит одновибратор на триггере D3.2 D3.3. От одновибратора на D1.3 D1.4 он отличается дополнительной цепью VD6 R20, которая делает неравными прямую и обратную выдержки.
При срабатывании датчика триггер устанавливается в единичное состояние и находится в нем до тех пор пока С9 заряжается через R20 и прямое сопротивление VD6. На это уходит примерно 1 секунда. И триггер устанавливается в нулевое положение. Но в нулевом положении разрядка С9 происходит уже через R21 и это занимает значительно больше времени. В результате исключается возможность постоянной сигнализации во время дождя, после последнего "бика" должно пройти около 10 секунд до того, как система сможет выработать следующий.
Акустический датчик на основе электретного микрофона от телефона-трубки или магнитофона. Этот микрофон расположен в корпусе сигнализации и его рабочая поверхность направлена в салон. Фактически он регистрирует звуки, которые могут быть в салоне от внешних ударов, и других воздействий на машину.
НЧ напряжение от микрофона усиливается двухкаскадным усилителем на транзисторах VT4 VT5 и поступает на формирователь отрицательных импульсов на диодах VD7 VD8 и транзисторе VT6. При помощи резистора R27 можно установить степень шунтирования детектора на VD7 VD8 и соответственно установить желаемую чувствительность.
Максимальная чувствительность в нижнем положении движка. При этом датчик сработает даже на хлопок в ладоши на расстоянии 2-3 метров от машины. В среднем положении уже нужно "постучаться", в верхнем чувствительность минимальна и датчик не срабатывает вовсе.
Короткий импульс с выхода триггера D3.2 D3.3 поступает через цепь задержки R19 С8 и элементы D2.4 D3.1 на транзисторный ключ, управляющий звуковым сигналом. В тоже время этот импульс поступает на вход D1.1 и блокирует вход первого канала. Это нужно для того, чтобы система первого канала не сработала от звукового сигнала. После окончания кратковременной сигнализации единица . еще некоторое время держится на входе D1.1, в течении времени разрядки С4 через R17.
Конструктивно сигнализация сделана без печатной платы. Все детали смонтированы объемным способом на выводах микросхем, которые предварительно помечены краской, и приклеены к дну корпуса "вверх ногами". Транзисторы тоже приклеены. После монтажа, проверки работоспособности и настройки весь монтаж обливается (но не заливается, важно чтобы все детали были покрыты слоем клея) эпоксидным лаком или клеем для придания жесткости и защиты от коррозии при эксплуатации в переменных погодных условиях.
Настройка инерционного датчика описана выше. Остальные узлы при правильном монтаже и исправных деталях в настройке не нуждаются. Можно подобрать все временные задержки подбирая соответствующие сопротивления и емкости.
Если в предупредительных коротких звуковых сигналах нет необходимости схему можно существенно упростить, исключив каскады на транзисторах VT4-VT6, микросхему D3. При этом вывод 2 D1.1 нужно отключить от схемы и соединить с его выводом 1 или с общим проводом. |